Мы собрали для вас ответы на самые часто задаваемые вопросы:

 

Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки относятся к разделу дополнительного профессионального образования.

В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Объем освоения ДПП установлен Приказом Минобразования РФ от 18.06.1997 n-1221 «об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.07.1997 n 1351)» определен минимально допустимый объем освоения ДПП:

  • Для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов.
  • Срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.
Федеральным законом N 273-ФЗ не предусмотрено проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. В соответствии с частью 8 статьи 108 Федерального закона N 273-ФЗ со дня вступления его в силу свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признается недействующими для всех образовательных организаций.

Содержание дополнительной образовательной программы, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если не установлено иное, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (часть 6 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ).

При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, должны руководствоваться при их разработке следующим.

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

Кроме того, частью 10 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ предусматривается, что программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Требования к структуре дополнительных профессиональных образовательных программ определяются Федеральным законом N 273-ФЗ и Порядком. Структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты (часть 9 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ). Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации (п.9 Порядка).

Общие требования к документам о квалификации установлены в пункте 2 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ.

Документы о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Документы о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

По итогам освоения дополнительных профессиональных программ выдается документ о квалификации, образец которого самостоятельно устанавливается организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Пункт 1 части 10 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ определяет, что документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке).

В соответствии с пунктом 19 Порядка, документ о квалификации выдается на бланке, являющемся защищенным от подделок полиграфической продукцией, образец которого самостоятельно установлен организацией.

Образовательное учреждение разрабатывает процедуру утверждения форм документов о квалификации самостоятельно и закрепляет данную процедуру локальным актом организации.

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) в образовательных организациях ДПО возможно, если в организациях ДПО созданы условия, отвечающие требованиям статьи 16 Федерального закона N 273-ФЗ.

Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, ДОТ при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 273-ФЗ под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Электронное обучение не требует взаимодействия обучающихся и педагогических работников.

Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (часть 1 статьи 15 Федерального закона N 273-ФЗ).

Данная статья предусматривает сетевую форму реализации любого вида образовательных программ, в том числе и программ дополнительного профессионального образования.

В соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона N 273-ФЗ библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия).

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона N 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах. Таким образом, лица, не имеющие ученых степеней и званий, могут участвовать в учебном процессе организаций дополнительного профессионального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Федерального закона N 273-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и Федеральным законом N 273-ФЗ.

  1. Если поступающий имеет документ из учебного учреждения, перечисленного в рамках распоряжения Правительства N 1624-р от 19 сентября 2013 года, то он принимается наравне с гражданами Российской Федерации.
  2. Иностранные граждане, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации при условии соблюдения ими требований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (часть 4 статьи 78 Федерального закона N 273-ФЗ).
  3. Могут быть учтены межгосударственные соглашения, подписанные Российской Федерацией и бывшими республиками СССР.

Документы об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, должны быть в установленном законодательством Российской Федерации порядке легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (часть 13 статьи 107 Федерального закона N 273-ФЗ).

Перечень иностранных государств, включая страны СНГ, с которыми у РФ действуют соглашения о взаимном признании документов об образовании: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Татарстан, Украина, Крым. Азербайджан, Армения, Эстония, Молдова, Туркменистан, Узбекистан, Грузия, Латвия, Литва, Государства дальнего зарубежья из перечня в распоряжении Правительства № 1624-р от 19 сентября 2013 года.

С 1 сентября 2013 года лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (часть 16 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ).

Документ, который выдается по итогам освоения ДПП, заверяется печатью образовательной организации, которая закреплена в Уставе организации.

Специалист в области охраны труда, либо руководитель службы охраны труда при осуществлении своей деятельности должны иметь высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность», согласно профессиональным стандартам. В случае отсутствия диплома по данному направлению, необходимо пройти профессиональную переподготовку в области охраны труда ("Техносферная безопасность" или "Охрана труда"), согласно Приказа Министерства труда России №524-н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» от 04.08.2014 г.

Подобные требования указаны в Приказе 559-н Минздравсоцразвития РФ “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» от от 17 мая 2012 года.

На основании вышеизложенной информации, сотруднику службы охраны труда, в случае отсутствия документов подтверждающих профильное образование, необходимо пройти профессиональную переподготовку по охране труда.

СНИЛС, дата рождения, Номер документа о ВО/СПО, Серия документа о ВО/СПО

данного обучаемого не пропустит система ФИС ФРДО для внесения в реестр

нет, приложение N 1 к Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденным приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. N 903н

Приказ 424 от 06.11.2019 «Об утверждении временного порядка предоставления федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по организации проведения аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики.

индивидуальный предприниматель. Должность индивидуального предпринимателя отражена в ЕГРИП, письмо Роструда от 27.02.2009 № 358-6-1.

в удостоверении поставлена печать юридического лица, подпись работника, подпись ответственного за электрохозяйство /руководителя, вклеена фотография аттестуемого. Журнал должен быть прошит и пронумерован, стоять печать юридического лица и подпись ответственного за электрохозяйство / руководителя.

Инженерно-технические работники, специалисты и руководители.

Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год.

Согласно Приказ Ростехнадзора от 06.11.2019 №424 «Об утверждении Временного порядка предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по организации проведения аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» аттестационные комиссии Ростехнадзора рассматривают заявки от организаций, в которых работают аттестуемые. Таким образом, юридически значимые действия осуществляются в отношении юридических лиц, являющихся работодателями для аттестуемых.

Нет. Вы не сможете пройти повышение квалификации или профессиональную переподготовку, поскольку это дополнительное профессиональное образование. В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 76).

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

  1. лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  2. лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Да входит. Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» определена структура дополнительной профессиональной программы, которая включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты. Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации. (п. 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499).

По окончании обучения по программе профессиональной переподготовки выдается диплом о профессиональной переподготовке, а после окончания обучения по программе повышения квалификации – удостоверение о повышении квалификации. (п. 19 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499).

Для успешной сдачи теста даётся 3 попытки. Тестовые задания сформированы по темам, которые освещены в программе. Если слушатель подходит к обучению ответственно, то обычно справляется с тестом за одну попытку. Ситуаций, когда слушатель проваливал все 3 попытки прохождения теста, не случалось.

Сотрудники, претендующие на проведение электрогазосварки на ОПО, обязаны проходить аттестацию Национального агентства контроля сварки (НАКС) и иметь удостоверение с указанной квалификацией: I, II, III или IV. Такая аттестация контролируется комиссией представителей Ростехнадзора.

Право проведения аттестации специалистов сварочного производства имеют организации – аттестационные центры, образованные по процедуре, установленной ПБ 03-273-99 (в части, не противоречащей действующему законодательству, в т.ч. Федеральному Закону «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Производственный стаж сварщика по выполнению сварочных работ перед допуском к первичной аттестации должен составлять:

  • не менее 12 месяцев - для аттестации на допуск к выполнению ручной и полуавтоматической сваркой сварных соединений I и II категорий (включая вварку труб в трубные решетки);
  • не менее 6 месяцев - для аттестации на допуск к выполнению автоматической сваркой сварных соединений I и II категорий (включая вварку труб в трубные решетки), ручной и полуавтоматической сваркой сварных соединений III категории (включая вварку труб в трубные решетки), а также к ручной и автоматической наплавке антикоррозионного покрытия;
  • не менее 3 месяцев - для аттестации на допуск к выполнению автоматической сваркой сварных соединений III категории.

26 июня 2021 года вступил в силу Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по организации проведения аттестации по вопросам промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденный приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 года № 459 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июня 2021 года, рег. № 63872).

Административный регламент определяет порядок, сроки и последовательность административных процедур по предоставлению данной государственной услуги. Как и сейчас, государственная услуга будет предоставляться по экстерриториальному принципу – в любом территориальном органе Ростехнадзора по выбору заявителя.

Интересующие вопросы